NIRVANA ALL [Курту Дональду Кобэйну посвящается...]

[ главная ]
Нирвана (Nirvana)- понятие, подразумевающее состояние свободы от страданий.
Состояние полного душевного спокойствия, наивысшего счастья.
[history].:история:. 

#menu# [книги] [статьи]

<-- в статьи


[Последний герой рока]

"Я ненавижу всех и мечтаю о смерти"
Человек, бросающийся подобными словами, либо параноик, либо лицемер. Человек, утверждающий, что данная тирада — не более, чем шутка, вероятно, закорене лый циник. Но когда наш лицемерный пара ноидальный циник все же кончает жизнь самоубийством, как его называть? Ответа нет: либо никто не берет трубку, либо короткие гудки. А после тишина, прерываемая шорохами на линии.

"Я ненавижу всех и мечтаю о смерти": за шедшаяся в астматическом кашле гитаpa, конвульсивные ударные и примитивный до убогости бас. Так выглядела программная вещь с последнего студийного альбома группы "Нирвана". Казалось, сказано все, гранж расписался в собственном бессилии, оставалось лишь набраться терпения и дождаться, когда капризный больной отойдет в иной мир. Эпитафия гранжу пропета самим гранжем, а мы все ждем его кончины. Но добровольная смерть Курта Кобейна - может, это и есть тот самый зеленый огонек, означающий, что такси свободно: езжай, кто хочет, и куда угодно?

И оказалось, что уход Кобейна в небытие дал толчок новой линии, по которой возможно дальнейшее развитие гранжа. Правда, возникает вопрос: а будет ли это по-прежнему гранж? И если да, то каким образом очертан контур этой музыки? Вопросы эти ставит выпущенный в октябре 1994 года очередной альбом- unplugged (то есть без применения электроинструментов), причем, этот "не включенный в розетку" звук создали те, от кого меньше всего того ждали - "Нирвана". И это - тоже гранж?

Альбом "Unplugged In New York" записывался специально для MTV в ноябре 1993 года, почти за шесть месяцев до гибели Курта Кобейна, и ореол мистики уже прибит к диску самыми прочными американскими "сотками". "Послание с того света", "Почтовая карточка без обратного адреса", "Последнее "прости" пред вратами Вечности" - в таких эпитетах отрецензирован альбом. Да, и еще "Кровь на виниле/лазерной пластике".

Акустическая версия взрывных, казалось бы, без электричества немыслимых композиций "Нирваны" для большинства поклонников группы стала своего рода шоком, но в действительности мы столкнулись с типичным для современного рока феноменом, суть которого воплощена в девизе "назад к корням": если очистить кочан гранжа до кочерыжки, в итоге мы видим все тот же добрый старый рок-н- ролл, который безуспешно хоронят уже почти четверть века. Наверное, все дело в том, что мы живем и мыслим категориями прошедшего времени, нам до боли хочется чего-то знакомого, родного и близкого, в противном случае мы пугаемся и утверждаем, что предложенное на наш суд новое - отвратительно и ему нет и не может быть места в нашей уютной действительности. То же можно сказать и об авторе шокотерапии девяностых: у Кобейна были свои кумиры, по ним он выверял свою музыку, на их волну настраивался, в их пенном кильватерном следе вел суденышко спои, в об- ццем-то. немудреной группы - "Битлз". "AC / DC" Дэниэл Джонстон... Но, в отличие от многих, он не был рабом своих идолов: он поклонялся им, но вера его не была слепой.

Пластинка-очищение - подразумевается ли смыв звукового грима или марш-бросок сквозь Чистилище - интересна прежде всего переработками чужого материала. Поразительные метаморфозы претерпевают композиции одной из любимых групп "нирвановцев" "Мит паппейз", их - композиций - целых три. Отчетливые отсылки к ранним "Би Джиз", когда группа не выходила зарамки баллад, можно было бы воспринимать как пародию на нео-панк "Мит паппейз", но если принять теорию, что из рок-н-ролла все мы вышли, в прах его превратимся и Фениксом из него воспрянем, то все становится на свои места. А что, если вообще главное послание альбома - действительно "возвращение к корням"? И если об этом возопил гранж, значит старички по-прежнему в цене. Иначе зачем "Нирвана" стали бы включать в альбом такие древности, как "The Man Who Sold The World" Дэвида Боуи, а также вещи совершеннейших птеродактилей "Вейзилайнз" и "Лидбелли"?

Нет ничего удивительного, когда зрители "сливаются в экстазе" на концерте, скажем, Элиса Купера или "Металлики", однако трудно представить ураган страстей, который вызвал бы " Unplugged In New York ", и еще сложнее смоделировать состав аудитории, готовой зайтись в восторге под аккомпанимент меланхолически тренькающей гитары. Хотя если возможна солидарность на, так сказать, депрессивной основе, то почему бы и нет? Очарование безысходности тоже очарование, негативные эмоции заводят не хуже положительных.
В конце концов, ожог от раскаленного утюга и жидкого азота - все равно ожог.

Мы настолько хорошо осведомлены о деталях смерти Кобейна, что, даже не желая того, прислушиваемся к словам его последних композиций, ищем в них скрытые намеки на скорый конец, а он, оказывается, говорит об этом открытым текстом, это не "кто хочет жить вечно?" - откровение, которым поделился с нами Фредди Меркьюри, и не тайное предчувствие Джона Леннона, здесь простое и незатейливое пожелание себе, презренному, скорейшего и по возможности мучительного конца. Что и было с успехом реализовано.

Популярность и значительность четырех студийных альбомов "Нирваны" (если считать "Incesticide") означают, что они практически вписаны в историю рока, особенно в контексте кончины Курта Кобейна. Об "Unplugged In New York" этого пока сказать нельзя, скорее всего, поклонники при упоминании этого диска будут понимающе переглядываться, соглашаться, что это гениально, но, дома, оставшись один на один с CD -плейером, засунут в выдвинутую нижнюю челюсть агрегата все тот же "Nevermind". Кто-то предпочтет "Bleach". Может, лет через десять, альбом признают великим, но не ранее того - сейчас подобное происходит с пластинками Грэма Парсонса и "Джой Дивижн", они составляют честь и славу рока, но искренних обожателей у них по-прежнему маловато. "Как стая решит, так и будет." Стая пока не пришла к общему мнению относительно "Unplugged In New York", это еще предстоит сделать, однако Кобейн и его группа уже не нуждаются ни в признании толпы, ни в ее ненависти.

Жил-был молодой человек, который достиг в этой жизни всего, о чем только можно мечтать: он стал выдающимся художником, его музыкальные полотна никого не оставляли равнодушными - они нравились, на них плевались, но около них останавливались. Молодой человек совершил революцию в музыке - может, революция оказалась не столь кровавой, как положено, но все же это была революция. Хорошо, пусть революцишка. Молодой человек познал успех и славу, он позволил приобщиться к ним своему поколению, но хотел ли он быть его, поколения, рупором? Вряд ли. Глашатаи и мессии предпочитают быть заткнутыми насильно, добровольно закрыть рот - это не в их правилах. Однако наш герой решил, что слава и успех это далеко не все, точнее - совсем не то, что требуется человеку для смерти, ибо жить он собирался ровно столько, сколько сам себе отпустил. Он имел такое право, и оно было реализовано.

Вряд ли "Unplugged In New York" - последний посмертный альбом "Нирваны" с участием Кобейна, будут еще и их будет немало: по прогнозам, к лету 1995 года ожидается не менее пяти "пиратских" изданий "Нирваны". Но "перешибить" "Unplugged In New York" вряд ли удастся даже "плановым" дискам - "Unplugged" очень цельный и очень естественный диск - естественный в том смысле, что естественно "вытек" из всех тех, которые группа создавала до него. Последующие альбомы подвергнутся силовой обработке, пусть даже их будут составлять сами "нирвановцы", а это значит, что всерьез их никто не воспримет.

"Черный квадрат" Кобейна, возможно, всего лишь плесневый гриб на стволе рока, но гриб этот необычайно красив и форма его, равно как и цвет, безупречна. Но самое обидное, что мы лишь мельком увидели ту "Нирвану", которой ей суждено было стать, не купи Кобейн билет в один конец - радикализм и экстремизм группы, оказывается, покоился на весьма непрочном фундаменте, и при столкновении с настоящей, а не виртуальной реальностью здание рассыпалось. Под обломками погиб его архитектор, но из них же и возник "Unplugged In New York". He надо называть этот диск произведением "Новой Нирваны", и не надо величать играющего на нем Кобейна "Новым Кобейном", это будет осквернением памяти.

Ксения Полина




#menu# history | audio & video | photo | tabs & lyrics | links | creative | guestbook | forum

Музыка сиэтла покорила мир, как когда- то музыка Ливерпуля. Новый стиль называли "grunge", а Nirvana стала его пророком.

Да, че-то я перестал закидывать обновления... мне есть что сказать, но это относится к жизни.
Нирвана, Курт... как-то не воспринимаются уже новости... продали то, купили это, сделали тапочки с Куртом, вышел диск... как-то это все блестит, пахнет деньгами и тупостью. почему-то дико-тошно.

... до сих пор на стене висит оторванный гриф электрухи, напротив чернеет флаг с Кобэйном (это все не нужно, но почему-то висит). в чехле валяется хонер сделанный под страт, изредка подрубаемый к оранжевому боссу, издающий несуразные звуки через старые раздолбанные динамики. а жив ли гранж, тот гранж? да, черт возьми! он в нас, я очень рад что зацепил его в 90-х...
 
#love you so much it makes me sick, uh-huh...
[ Nirvanaall.ru - Nirvana and Kurt Cobain russian fan- site © 2000-2017 ]